Инновационная площадка "Первые шаги юных инженеров"
Мастер-классы от педагогов-наставников
В рамках сотрудничества с Канским педагогическим колледжем наши педагоги Бирюкова Марина Владимировна и Кудлай Ольга Владимировна организовали и провели мастер-классы для студентов. Канский педагогический колледж обеспечиваетнаучное сопровождение проекта МАДОУ № 15 «Первые шаги юных инженеров».
Организованные мастер-классы представляли данный проект.Ольга Владимировна продемонстрировала будущим педагогам возможности дидактического набора «Дары Фребеля» в художественном конструировании.
Марина Владимировна познакомила студентов с инновационным конструктором «Фанкластик» и возможности его применения в развитии начал инженерно-технического мышления старших дошкольников.
Мастер-класс воспитателя МАДОУ № 15 Куклиной Т.В. "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования"
Просмотреть мастер-класс Татьяны Викторовны можно по указаной ниже ссылки
«Центр конструирования «Фантазеры»
Воспитатели: Невердинова Татьяна Анатольевна,
Бирюкова Марина Владимировна
Создание условий для развития инженерно-технического мышления дошкольников старшего возраста
С.А. Левочкина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»
А.Н. Кирюшина, старший воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»,
г. Канска
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему,
если сохраните тоже мышление и тот же подход,
который привел вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн
Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития инженерного мышления. При этом, наряду со специфическими для определенной профессии навыками и компетентностями, в числе которых умение работать на современном высокотехнологичном оборудовании, акценты смещаются на формирование и развитие SOFT-SKILLS компетенций дошкольников: общая базовая функциональная грамотность, самостоятельность, целеустремленность, умение применять на практике полученные знания, возможность организовать себя, социальная активность.
Поэтому стремление педагогического коллектива МАДОУ №15 «Сибирячок» г. Канска создать положительный имидж детского сада, быть конкурентоспособными в системе дошкольного образования города и Красноярского края, позволяет реализовывать инновационный проект «Первые шаги юных инженеров» целью которого является создание образовательного пространства для развития инженерно–технического мышления детей на этапе дошкольного образования.
Задачи:
- Определить инициативную группу из числа педагогов МАДОУ № 15, обладающий компетенциями необходимыми для развития у дошкольников инженерно-технического мышления и политехнических умений в конструктивной деятельности.
- Разработать и внедрить проект «Первые шаги юных инженеров» в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации.
- Осуществить выявление, поддержку и сопровождение дошкольников в области технического конструирования.
- Обеспечить материально-технические и финансовые условия реализации проекта.
- Привлечь социальных партнеров и родительскую общественность для реализации проекта через создание сетевой кооперации.
- Проанализировать эффективность реализации проекта для распространения и тиражирования положительного опыта.
Проект «Первые шаги юных инженеров» состоит из четырех образовательных модулей, каждый из которых реализуется автономно, но содержание подчинено единой цели:
- образовательный модуль «Дары Фребеля»;
- образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло»
- образовательный модуль «CUBORO»;
- образовательный модуль «Робототехника».
Проект реализуется в соответствии с «Дорожной картой», которая представляет собой систему мероприятий по следующим направлениям:
- организационно-управленческое обеспечение;
- мероприятия содержательного характера;
- обсуждение проекта с участниками образовательных отношений;
- нормативно-правовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- мониторинг;
- финансовое обеспечение;
- материальное техническое обеспечение.
Проект «Первые шаги юных инженеров» реализуется в МАДОУ с 2018 -2019 учебного года с реализации образовательного модуля «Архитектурная школа папы Карло», который является обязательным разделом ООП ДО и модуля «Робототехника», который реализуется в рамках программы дополнительного образования. Коллектив дошкольного учреждения находится в режиме развития и поиска эффективных педагогических технологий, поэтому с 2019 года проект «Первые шаги юных инженеров» был скорректирован добавлением образовательного модуля «Дары Фребеля». В 2020 году в проект внесен образовательный модуль «Cuboro», а в содержание модуля «Архитектурная школа папы Карло» включены занятия с конструкторами «SHATTI» и «Архитектурный силуэт Монтессори». В соответствии с этими изменениями администрацией МАДОУ разрабатывались локальные акты, приказы, положения, вносились изменения в ООП ДО.
Кадровые условия.
Для реализации проекта важны мотивированные, квалифицированные кадры. Методической службой дошкольного учреждения ведется мониторинг профессиональных интересов педагогического состава с целью сопровождения реализации проекта заинтересованными педагогами. Путем анкетирования, нами была определена инициативная группа педагогов готовых включиться в реализацию проекта. Параллельно с разработкой и корректировкой проекта мы планировали и обучение педагогов в соответствии с ключевыми задачами образовательных модулей проекта. В 2019 году организовали обучение педагогов, реализаторов проекта, на курсах повышения квалификации по темам:
- «Формирование детской инициативности и самостоятельности в условиях реализации ФГОС ДО», 16 часов;
- «Возможности использования интерактивного оборудования в работе с дошкольниками», 24 часа;
- «Специфика использования робототехники с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 36 часов.
Для реализации образовательных модулей «Архитектурная школа папы Карло» и «Дары Фребеля» в 2020 году обучили педагогов по следующим направлениям:
- «Основы образовательной работы по программе «Развитие» (ФГОС ДО)», 72 часа;
- «Реализация STEAM-образования в дошкольных образовательных организациях», 72 часа;
- «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности современного педагога», 72 часа;
Материально – технические и финансовые условия
Дошкольное учреждение в инновационном режиме работает с 2018 года, обеспечивая цифровизацию образовательного процесса. Подготовительные к школе группы оснащены интерактивными досками (2 штуки), имеются ноутбуки.
МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска является автономным дошкольным образовательным учреждением и имеет лицензию на осуществление дополнительно образования. Поэтому, наряду с основными источниками финансирования, такими как, краевые и городские субвенции, имеет дополнительный источник финансирования – оказание дополнительных платных услуг. Педагогический коллектив МАДОУ № 15 является постоянным участником конкурсов по распределению субсидий и грантов.
Источники финансирования позволяют регулярно пополнять развивающую предметно-пространственную среду учреждения, оснащая ее современным цифровым и технологическим оборудованием.
Материально-техническое оснащение образовательных модулей проекта «Первые шаги юных инженеров»
Образовательный модуль «Дары Фребеля |
|
Дидактические набор «Дары Фребеля» (14 «даров») Индивидуальные фетровые планшеты для конструирования разных цветов Планшет для коллективного конструирования в широкой полосе Иллюстрационно-демонстрационный материал (тематические, предметные и сюжетные картины) Фонотека музыкальных произведений Подборка художественных произведений |
3 набора 20 шт 5 шт 18 комплектов В соответствии с планированием |
Образовательный модуль «Архитектурная школа папы Карло» |
|
Конструкторы «Развитие» (дерево) |
14 наборов |
Трафареты |
14 штук |
Схемы к постройкам |
для всех построек в соответствии с содержанием модуля |
Конструктор «SCHATTI», «SCHATTI 2», с комплектом силуэтных изображений для конструирования |
4 набора |
Конструктор «Архитектурный силуэт Монтессори» с комплектом силуэтных изображений для конструирования |
3 набора |
Мелкие игрушки для обыгрывания (человечки, машинки и т.д) |
|
Образовательный модуль «CUBORO» |
|
Конструкторы «Cuboro basis» |
6 наборов |
Схемы конструкций |
В соответствии с планированием |
Программное обеспечение для компьютерного моделирования построек CUBORO WEBKIT |
1 |
Ноутбук |
6 штук |
Образовательный модуль «Робототехника» |
|
Конструкторы «Lego WeDo 2.0» |
6 наборов |
Ресурсные наборы «Lego WeDo 2.0 |
1набор |
Запасные части «Lego WeDo 2.0» |
2 набора |
Конструктор Lego-classic (для создания игрового сюжета) |
2 набора |
Алгоритмы сборки моделей |
По количеству моделей |
Ноутбук |
6 штук |
Программное обеспечение «Lego WeDo 2.0» для программирования модлей |
На каждом ноутбуке |
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта
Средства контроля проекта являются частью общей системы управления проектом, для обеспечения обратной связи и возможности изменения ранее заданных показателей.
Для обеспечения эффективности и соблюдения сроков реализации проекта «Первые шаги юных инженеров» ежеквартально организуется мониторинг исполнения календарного плана проекта, контроль расписания, контроль затрат, контроль качества исполнения мероприятий проекта
В ходе реализации проекта организуется сбор и документирование фактических данных по таким показателям, как время, стоимость, качество и содержание работ по проекту. Для оценки текущего состояния работ и сравнения достигнутых результатов с запланированными, определение причины и путей воздействия на отклонения от выполнения плана мероприятий проводится анализ с составлением аналитической справки. На основании анализа осуществляется корректировка, направленная на планирование и осуществление действий по выполнению работ в соответствии с планом.
Информация о ходе реализации проекта и его мероприятиях регулярно освещается на сайте МАДОУ № 15.
В ходе организации мероприятий «Дорожной карты» проекта могут возникнуть причины (риски), препятствующие успешной реализации проекта.
Средства контроля позволят преодолеть риски за счет собственных и привлеченных ресурсов.
Риски |
Пути преодоления |
Сопротивление педагогического коллектива реализуемым изменениям |
- вовлечение педагогов в разработку концептуальных документов; делегирование ответственности педагогам; - стимулирование, моральное и материальное активных участников реализации проекта |
Сопротивление родительской общественности реализуемым изменениям |
информационная открытость проекта; привлечение родителей к планированию и реализации отдельных мероприятий |
Отсутствие социальных партнеров заинтересованных идеей проекта |
- тиражирование и распространение опыта по реализации проекта; - организация совместных мероприятий, в том числе детских, детско-родительских |
Недостаточный уровень педагогической компетентности в области технического образования |
- обучения по индивидуальным запросам по теме проекта (курсы повышения квалификации, семинары и т.д); - привлечение педагогов из учреждений дополнительного образования города для передачи опыта реализации модулей проекта, организация семинаров, мастер – классов |
Несоответствие содержания плана обучения конструированию и робототехнике потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям |
- корректировка методического обеспечения проекта |
Отсутствие финансового обеспечения для укрепления материально – технической базы проекта |
- участие педагогического коллектива в грантовых конкурсах и конкурсах по распределению субсидий; - привлечение средств за счет расширения аудитории дошкольников – получателей услуг программ дополнительного образования (оказание дополнительных платных услуг не только воспитанникам МАДОУ № 15, но и воспитанникам других дошкольных образовательных учреждений города ) |
Несмотря на то, что проект еще полностью не завершен, уже сейчас можно говорить о его промежуточных результатах и эффективном педагогическом опыте, сложившемся в рамках проекта, который педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения представляют на различных муниципальных и региональных методических площадках.
- Презентация проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин» в конкурсном отборе проектов молодых педагогов Красноярского края на Краевом августовском педагогическом совете в 2019 году.
- Победа проекта «Детское конструкторское бюро «Самоделкин»» в муниципальном конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «Молодой учитель – новой школе» в 2019 году.
- Публикация опыта работы «Реализация направления «STEAM-образование» в условиях автономного дошкольного учреждения» в Региональном атласе образовательных практик в 2020 году.
- Презентация управленческой практики «Использование STEAM-образования в условиях автономного дошкольного учреждения» на Городском форуме управленческих практик «Управление качеством образования в условиях реализации национальных проектов в сфере образования» в 2020 году.
- Мастер – класс «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников» в рамках муниципального этапа конкурса «Воспитатель года» в 2020 году (Лауреат конкурса).
- Образовательная деятельность «Подарок осени» (с дидактическим материалом «Дары Фребеля») в рамках муниципального этапа конкурса «Мой лучший урок» в 2020 году (Призер конкурса).
Литература
- Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. Учебное пособие. Линка-Пресс, 2001
- Булычева, А.И, И.А. Бурлакова Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Издательство Гном и Д», 2000.
- Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 11. -С. 32-38
- Габова М.А Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет АРКТИ, 2008.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.
Реализация направления «STEAM-образования» в условиях автономного дошкольного учреждения
Н.В. Глушкова
Заведующий МАДОУ № 15
Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Поэтому желание коллектива создать положительный имидж детского сада, быть конкурентоспособными в системе дошкольного образования города и Красноярского края, позволяет достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей организации и личной самореализации по выбранному направлению - «Современное STEAM образование».
Основной целью моей управленческой деятельности является – создание образовательного пространства дошкольной организации, как среды максимально широкого диапазона для развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
Ориентируясь:
- на приоритетные направления системы образования - технической направленности (кабинеты IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центры);
- на ФГОС ДО, который предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности:
- на преемственность дошкольного и начального образования с целью развития личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства;
- на образовательные запросы воспитанников и их родителей,
мы сделали акцент на STEAM-образование. Считаем, что вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM-образования.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.
Погружение в STEAM-среду мы начинаем с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретают элементарные технические навыки и умения, знакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить у детей креативность и пространственное мышление. ВМАДОУ приобретены конструкторы ТИКО, ШАТИ, КУБАРО, «Дары Фребеля»…
Согласно, годового плана МАДОУ в перечень мероприятий работы с педагогами включаем обучающие семинары и мастер-классы по знакомству с новыми видами конструкторов и по обучению приемам работы с ними. Например, в декабре был проведен педагогический совет «Конструкторы нового поколения и приемы работы с ними»
На следующем этапе воспитаннику предлагаем LEGO-технологии (LEGO WeDo 2.0., LEGO классик, робот SOIAR)
STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет (поделки из соленого теста, кинетического песка – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной, лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием.)
В образовательной деятельности просматривается интегрированный подход, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д.
В октябре 2019 года мы стали участниками всероссийского вебинара «Инновационные перспективы реализации ФГОС» и уже в декабре 2019 года приобрели «Детскую универсальную STEAM-лабораторию» - она представляет собой новую оригинальную методику конструирования искусственной обучающей среды для воспитанников дошкольных образовательных учреждений по направлению «Babyskills», с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность посредством геймифицированных технологий (Микибот, которому необходимо задать программу согласно последовательности действий). Полный курс состоит более чем из 100 занятий по 5 программам:
- основы чтения;
- основы программирования;
- основы математики и теории вероятности;
- основы картографии и астрономии;
- основы криптографии.
Данная программа будет включена с сентября 2020 года в вариативную часть ООП и будет внедряться в трех средних группах дошкольного учреждения. В марте педагоги этих групп заявлены на обучение на курсах повышения квалификации по работе с данной программой.
Для развития логического мышления, элементарных математических представлений о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени приобретена «Дидактическая система Ф. Фрёбеля». В комплект входит - специально разработанный предметный материал, представляющий набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фребеля, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям)
Являясь автономным дошкольным учреждением, оказываем дополнительные образовательные услуги, связанные с дальнейшим сопровождением одаренных детей: «Самоделкин», «Робототехника», «Конструктор ТИКО в детском саду» программы ориентирована на развитие технических способностей и реализацию интересов детей в сфере конструирования, электроники и робототехники. «Шахматная азбука» данная программа направлена на личностное и интеллектуальное развитие, «Учим английский язык» - говорят, «язык науки - английский», дети с азов начинают изучать английский язык в дошкольном возрасте.
Создавая предпосылки для научно-технического творчества детей, в процессе которого они получают и применяют знания алгоритмизации, дизайна, программирования и ведут проектную деятельность, в МАДОУ реализуется проект «Детская студия Сибирячок ТВ». «Игра в телевидение» обеспечивает не только открытость МАДОУ, но и позволяет учить детей систематизировать и анализировать факты, вести дискуссии, знать что, где, а главное как сказать, грамотно изложить текст, используя свое образное мышление.
Благодаря взаимодействию с нашими социальными партнерами, ребята становятся участниками мастер-классов профессионалов, посещают настоящую телестудию, учатся работать с настоящей видеокамерой, микрофоном и брать интервью.
Взаимодействие с социальными партнерами – это неотъемлемая часть нашей деятельности для достижения цели. Нашими партнерами являются: МБОУ ДОД "Центр детского технического творчества", МАОУ №1 г. Канска, МБОУ СОШ №19 г.Канска, ООО ТРК «Супер-Медиа», Студенческой видеостудии «Телевизионная студия новостей» КПК. Взаимодействие осуществляется в разных формах: конкурсы, конференции, экскурсии, занятия, обмен информацией и т.д.
Конечно, необходимо отметить, что в условиях обновления образования остро стоит вопрос о программно-методическом обеспечении, развитии материально-технической базы МАДОУ, поэтому в период 2018-2019 год нами приобретены два мультимедийных проектора, две интерактивных доски, ноутбуки.
Современные технологии непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.
Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде.
Развитие навыков технического конструирования дошкольников посредством дидактического набора «Дары Фребеля»
Кудлай О.В
воспитатель МАДОУ №15
Приоритетным направлением системы образования РФ и Красноярского края является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в образовательный процесс позволяет развивать у дошкольников инженерно-конструкторское мышление и воспитать активных, увлеченных своим делом людей. Поэтому очень важно выявлять и развивать технические наклонности ребенка уже в дошкольном возрасте.
Техническое конструирование в дошкольном возрасте – это подготовительный этап к изучению точных наук (геометрия, физика…) на этапе школьного обучения.
Использование дидактического набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников технического творчества, пространственного мышления и помогает исследовать мир физически, а не виртуально в игровой форме. Основной идеей Фридриха Фребеля при создании «даров» было знакомство детей с основными геометрическими телами: куб и шар, их плоскостными изображениями и составными частями.
Приоритетным направлением моей деятельности является создание условий для формирования у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Задачи:
- формировать основы технической грамотности воспитанников;
- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
- формировать у воспитанников предпосылки готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования;
- познакомить родителей воспитанников с техническим конструированием и вариативностью использования конструкторов в домашних условиях.
Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет реализовывать поставленные задачи в разных видах детской деятельности при интегративном подходе к построению занятий.
При формировании элементарных математических представлений знакомлю детей с понятиями «часть» и «целое», показываю на практике как построить куб из нескольких более мелких кубов или нескольких кирпичиков, подводя детей к определению «куб». Используя набор Фребеля «Виселица» наглядно демонстрирую детям геометрические тела в пространственном расположении. Показываю, как при вращении куб может быть похож на цилиндр. Знакомлю со свойствами цилиндра. Показываю, что с одной стороны эта фигура обладает свойствами шара, а с другой – свойствами куба.
Используя набор «Кольца» знакомлю детей с понятиями «круг», «дуга». Показываю, что кольцо состоит из дуг и из дуг можно сконструировать кольцо. Предлагаю детям сравнить кольцо, круг и шар. Чем они похожи и чем отличаются, развивая тем самым умение анализировать и делать выводы. Предлагаю детям построить изображение используя дуги и кольца.
Используя палочки разной длины, знакомлю с понятиями «отрезок», «мерка». Показываю, что один отрезок может состоять из нескольких более мелких отрезков. Сочетая палочки разных цветов, закрепляю у детей умение пользоваться предлогами «на», «перед», «после» и др. Используем палочки для постройки плоскостных изображений предметов. С помощью геометрических фигур разных цветов дети создают различные плоскостные изображения, узоры, орнаменты. Например, для игры «Путешествие» мы собирали в чемодан вещи для поездки: чемодан построили из палочек и наполнили его различными предметами для путешествия. Предметы конструировали из различных геометрических фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур развивает у детей образное и ассоциативное мышление, умение изобразить предмет символически, назвать его словом и рассказать из каких геометрических фигур он его построил и почему. Формирую и закрепляю умение детей ориентироваться в пространстве листа бумаги, развивая пространственные представления малышей.
В основе любой изобразительной деятельности лежит художественное конструирование. Прежде чем приступить к выполнению изобразительной работы (аппликация, рисование, лепка), дети выкладывают желаемое изображение с помощью геометрических фигур разного цвета. Материал Фребеля позволяет вносить изменения в изображение, привносить творчество, т.к. в отличии от бумажных, деревянные детали ложатся на лист основательно и не смещаются при неловких движениях детей.
При выполнении построек предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.
«Дары Фребеля» - яркий, многофункциональный, интересный конструктор. Занятия с ним – это всегда масса положительных эмоций у малышей. Обязательным ритуалом каждого занятия является приветствие с мягкими, рельефными «Колобками» Фребеля.
На занятье колобок малышей встречает
И дорогою добра с детками шагает.
Вместе с колобком качнемся
И друг другу улыбнемся.
Завершаем занятие рефлексивным моментом в ходе которого дети могут выразить свое эмоциональное отношение к деятельности и построить смайлик, используя дары Фребеля.
Включение родителей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность – одно из важнейших условий успешного развития дошкольников. С первых дней применения дидактического набора Фребеля знакомлю родителей со спецификой работы данного оборудования: чем интересен набор, что отличает его от другого дидактического оборудования и как в домашних условиях найти альтернативу дорогостоящему конструктору. С этой целью мной был организован мастер-класс для родителей «С дарами играем – ребенка развиваем», который получил много положительных откликов от родителей моих воспитанников.
Таким образом, целенаправленное, систематическое применение набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников способностей к техническому конструированию, личностных качеств, познавательных и творческих способностей. Мониторинг оценки эффективности применения дидактического набора Фребеля организуется в соответствии с ООП ДО по образовательным областям.
Игра «Собери бусы»
На столах схемы-карточки с изображением ряда плоскостных геометрических фигур, объемные геометрические фигуры, шнурок. Детям предлагается задание: Соберите объемные геометрические формы из «Даров Фребеля» на шнурок согласно схеме.
Игра «Подбери листья»
Перед детьми карточки с силуэтным изображением деревьев. К каждой карточке прикреплена схема-отрицание (например: не круг, не треугольник, не квадрат). Детям предлагается задание: подобрать геометрические фигуры из «Даров Фребеля» в соответствии со схемой и расположить их на силуэтном изображении кроны дерева в виде листьев.
Игра «Дорисуй картину»
Перед детьми лежат карточки с сюжетом из неполных изображений объектов. Детям предлагается дополнить картину недостающими деталями.
Развитие инженерно-технического мышления у дошкольников старшего возраста посредством конструкторов нового поколения (Cuboro, Schatti, «Дары Фребеля»)
Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития инженерного мышления. При этом, акценты смещаются на формирование и развитие SOFT-SKILLS компетенций дошкольников: общая базовая функциональная грамотность, самостоятельность, целеустремленность, умение применять на практике полученные знания, возможность организовать себя, социальная активность.
Сегодня мы познакомим вас с конструкторами, посредством которых в нашем дошкольном образовательном учреждении педагоги развивают у детей инженерно-техническое мышление.
- Конструкторы Schatti, Schatti-2
- Конструктор «CUBORO»
- Дидактический набор «Дары Фребеля»;
Конструкторы «SCHATTI», «SCHATTI 2», используются в сочетании с классическим деревянным конструктором и «Архитектурным силуэтом Монтессори». Детали конструктора представляют деревянные фигурки, которые надеваются на деревянную ось, прикрепленную к основанию размером 180х180 мм. Фигуры надеваются на ось так, чтобы отбрасываемая ими тень (проекция) по контуру совпадала с нарисованным образцом. В процессе работы с конструктором формируется основа конструирования объемных фигур по двум проекциям. Конструирование с данными видами конструктора способствует развитию у детей пространственного восприятия предмета в двух проекциях, позволяет самостоятельно увидеть и воспроизвести конструкцию по силуэтному изображению.
Конструктор «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5см*5см*5см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить любую дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями (в базовых наборах) можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Развитие всех этих составляющих формирует ключевые качества инженерного мышления. «Cuboro» основано на таких областях знаний как:
- геометрия;
- физика;
- конструирование;
- развитие инженерного мышления.
«Cuboro» развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности. Система «Cuboro» используется в учреждении в качестве пропедевтики инженерного образования. Основные задачи образовательного процесса, это совершенствование практических навыков конструирования, выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного мышления.
Практическое применение этих конструкторов мы продемонстрируем вам на практической части мастер-класса. А сейчас предоставляем слово Ольге Владимировне Кудлай, которая познакомит вас с практикой применения «Даров Фребеля» в развитии конструктивных навыков дошкольников.
Цель:
Знакомство с дидактическим набором «Дары Фребеля» и возможностью его использования в художественном конструировании и познавательном развитии дошкольников
Задачи:
- Создать условия для художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения, используя детали разнообразных «даров».
- Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
- Повысить интерес к новому дидактическому материалу, его возможностям в своей педагогической деятельности.
Детский сад – это территория игры. В процессе игры ребенок познает мир, учится общаться, развивает высшие психические процессы. «Дары Фребеля» - это преимущественно деревянный конструктор, основное назначение которого – знакомство детей с геометрическими фигурами и телами и их составляющими. Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет визуализировать познавательно-игровую деятельность дошкольников, на наглядном материале демонстрировать, как предметы и объекты окружающей действительности можно изобразить и представить с помощью разнообразных геометрических фигур и тел: отрезки разной длины, точки, круги, треугольники и др. В последствии от предметных изображений конструктор позволяет перейти к изображению разнообразных сюжетов.
Большое количество и разнообразие яркого материала позволяет использовать его при реализации задач пяти направлений развития дошкольников. Чередование и сочетание разных «даров» в рамках одного занятия позволяет поддерживать интерес детей к деятельности на разных ее этапах: организация динамических пауз, деление детей на группы по различным признакам, сама деятельность и рефлексивный момент занятия.
На начальном этапе, при знакомстве с конструктором, предлагаю детям изобразить простые объекты, такие как, разноцветные мячи, воздушный шарик, снежный ком, которые дети получают используя круги и окружности разных цветов и диаметра. Далее демонстрирую, что те же простые объекты можно получить с помощью других геометрических фигур – полукруг, полуоружность. Таким образом, в сознании детей формируется представление о том, что круг состоит из двух полукругов, а окружность из двух полуокружностей.
Следующим этапом, обучаю детей конструированию более сложных предметов и объектов. Например, при конструировании дерева, предлагаю детям подумать, из каких геометрических фигур можно сконструировать дерево? Из отрезков разной длины. Если ребенок затрудняется, предлагаю ему картинку дерева, где способом наложения, ребенок может получить изображение объекта из деревянных отрезков разной длины.
При изображении объектов природы, обращаю внимание детей на их особенности в разное время года. Например, при изображении солнца, предлагаю детям подумать, чем его изображение может отличаться в разное время года. Так, зимой дети изображают солнце с короткими лучами, а летом – с длинными.
Также, обращаю внимание детей на то, что один и тот же объект можно изобразить по-разному: птицу вблизи мы видим хорошо и изображаем ее детально, а птицу вдали мы видим только в виде силуэта и можем изобразить ее в виде треугольника или галочки, полученной из коротких отрезков.
При переходе к сюжетному конструированию, обращаю внимание детей на композицию изображаемых предметов: чем ближе объект к нам, тем крупнее мы его видим и изображаем, если на изображении есть объекты, находящиеся на земле и на небе, то необходимо отметить линию горизонта.
При выполнении работы предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, прошу комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.
Сегодня, в рамках мастер-класса я продемонстрирую вам, как можно использовать Дары Фребеля при развитии навыков художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения.
Предлагаю каждому взять по одному колобку, слегка их раскачать и под стихотворение, которое я прочту поприветствовать друг друга, коснувшись своим колобком колобка соседа.
На занятье колобок малышей встречает
И дорогою добра с детками шагает.
Вместе с колобком качнемся
И друг другу улыбнемся.
Мы друг друга поприветствовали и теперь, для работы мы с вами разделимся на четыре группы. Для деления на группы мы можем использовать любой из даров в котором можно выделить нужное нам количество признаков. В данном случае – четыре. Предлагаю взять 8 колец 4 цветов: 2 желтых, 2 зеленых, 2 белых, 2 красных. Опустим кольца в чудесный мешочек и каждый из вас вытянет по одному кольцу.
Мы разделились на 4 группы. Я приглашаю вас присесть к столам в соответствии с цветом вашего кольца. Посмотрите пожалуйста на свои столы, подумайте и скажите, как вы думаете, почему мы разделились на 4 группы и перед вами лежат планшеты именно этих цветов? Уже догадались, о чем будет наше занятие? (Да. Такими цветами в программе «Развитие» обозначаются времена года. Наше сегодняшнее занятие будет о временах года.)
Я прочитаю вам рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания». После прочтения, я попрошу вас ответить на вопросы. Чтобы ответить на вопрос, нужно будет сначала поднять вверх свое кольцо. Таким образом, мы сможем обеспечить порядок и очередность ответов. Согласны? (да)
(Чтение рассказа)
- Вам понравился рассказ? (да)
- О каких четырех желаниях говорится в рассказе?
- Почему желания мальчика менялись в разное время года? (Потому, что в каждое время года она находил для себя интересное занятие)
- А сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить, за что вы любили каждое из времен года. Перед вами планшеты определенных цветов, в соответствии с цветом планшета у каждого из вас свое время года. С помощью даров Фребеля, изобразите самые яркие впечатления для вас в это время года.
Договоритесь в своей паре, что вы будете изображать, и какой материал для работы вам понадобится.
Приступаем к работе. (включить приятную музыку и дать 5 минут на работу)
После завершения работы провести мини-беседу по содержанию каждой «картины»
- Какое время года вы изображали? Какие яркие впечатления вы изобразили в своем времени года?
Заключительный этап
- Посмотрите, какие яркие времена года у нас получились. Действительно, как и в рассказе К.Д. Ушинского, можно любить и желать каждое из четырех времен года.
- Сейчас я предлагаю вам объединить наши четыре времени года.
- Что получилось? (Календарь)
- Наш мастер-класс подходит к концу и я хочу задать вам вопрос: «На сколько полезен был вам мастер-класс? Почему? Будете ли вы использовать Дары Фребеля в своей работе с дошкольниками?» А для мерки степени полезности мастер-класса предлагаю использовать палочки Фребеля разных величин.
-Всем спасибо! Я благодарю вас за работу!
Мастер-класс: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников
Кудлай О.В
воспитатель МАДОУ №15
Цель:
Знакомство с дидактическим набором «Дары Фребеля» и возможностью его использования в художественном конструировании и познавательном развитии дошкольников
Задачи:
- Создать условия для художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения, используя детали разнообразных «даров».
- Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
- Повысить интерес к новому дидактическому материалу, его возможностям в своей педагогической деятельности.
Детский сад – это территория игры. В процессе игры ребенок познает мир, учится общаться, развивает высшие психические процессы. «Дары Фребеля» - это преимущественно деревянный конструктор, основное назначение которого – знакомство детей с геометрическими фигурами и телами и их составляющими. Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет визуализировать познавательно-игровую деятельность дошкольников, на наглядном материале демонстрировать, как предметы и объекты окружающей действительности можно изобразить и представить с помощью разнообразных геометрических фигур и тел: отрезки разной длины, точки, круги, треугольники и др. В последствии от предметных изображений конструктор позволяет перейти к изображению разнообразных сюжетов.
Большое количество и разнообразие яркого материала позволяет использовать его при реализации задач пяти направлений развития дошкольников. Чередование и сочетание разных «даров» в рамках одного занятия позволяет поддерживать интерес детей к деятельности на разных ее этапах: организация динамических пауз, деление детей на группы по различным признакам, сама деятельность и рефлексивный момент занятия.
На начальном этапе, при знакомстве с конструктором, предлагаю детям изобразить простые объекты, такие как, разноцветные мячи, воздушный шарик, снежный ком, которые дети получают используя круги и окружности разных цветов и диаметра. Далее демонстрирую, что те же простые объекты можно получить с помощью других геометрических фигур – полукруг, полуоружность. Таким образом, в сознании детей формируется представление о том, что круг состоит из двух полукругов, а окружность из двух полуокружностей.
Следующим этапом, обучаю детей конструированию более сложных предметов и объектов. Например, при конструировании дерева, предлагаю детям подумать, из каких геометрических фигур можно сконструировать дерево? Из отрезков разной длины. Если ребенок затрудняется, предлагаю ему картинку дерева, где способом наложения, ребенок может получить изображение объекта из деревянных отрезков разной длины.
При изображении объектов природы, обращаю внимание детей на их особенности в разное время года. Например, при изображении солнца, предлагаю детям подумать, чем его изображение может отличаться в разное время года. Так, зимой дети изображают солнце с короткими лучами, а летом – с длинными.
Также, обращаю внимание детей на то, что один и тот же объект можно изобразить по-разному: птицу вблизи мы видим хорошо и изображаем ее детально, а птицу вдали мы видим только в виде силуэта и можем изобразить ее в виде треугольника или галочки, полученной из коротких отрезков.
При переходе к сюжетному конструированию, обращаю внимание детей на композицию изображаемых предметов: чем ближе объект к нам, тем крупнее мы его видим и изображаем, если на изображении есть объекты, находящиеся на земле и на небе, то необходимо отметить линию горизонта.
При выполнении работы предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, прошу комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.
Сегодня, в рамках мастер-класса я продемонстрирую вам, как можно использовать Дары Фребеля при развитии навыков художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения.
Предлагаю каждому взять по одному колобку, слегка их раскачать и под стихотворение, которое я прочту поприветствовать друг друга, коснувшись своим колобком колобка соседа.
На занятье колобок малышей встречает
И дорогою добра с детками шагает.
Вместе с колобком качнемся
И друг другу улыбнемся.
Мы друг друга поприветствовали и теперь, для работы мы с вами разделимся на четыре группы. Для деления на группы мы можем использовать любой из даров в котором можно выделить нужное нам количество признаков. В данном случае – четыре. Предлагаю взять 8 колец 4 цветов: 2 желтых, 2 зеленых, 2 белых, 2 красных. Опустим кольца в чудесный мешочек и каждый из вас вытянет по одному кольцу.
Мы разделились на 4 группы. Я приглашаю вас присесть к столам в соответствии с цветом вашего кольца. Посмотрите пожалуйста на свои столы, подумайте и скажите, как вы думаете, почему мы разделились на 4 группы и перед вами лежат планшеты именно этих цветов? Уже догадались, о чем будет наше занятие? (Да. Такими цветами в программе «Развитие» обозначаются времена года. Наше сегодняшнее занятие будет о временах года.)
Я прочитаю вам рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания». После прочтения, я попрошу вас ответить на вопросы. Чтобы ответить на вопрос, нужно будет сначала поднять вверх свое кольцо. Таким образом, мы сможем обеспечить порядок и очередность ответов. Согласны? (да)
(Чтение рассказа)
- Вам понравился рассказ? (да)
- О каких четырех желаниях говорится в рассказе?
- Почему желания мальчика менялись в разное время года? (Потому, что в каждое время года она находил для себя интересное занятие)
- А сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить, за что вы любили каждое из времен года. Перед вами планшеты определенных цветов, в соответствии с цветом планшета у каждого из вас свое время года. С помощью даров Фребеля, изобразите самые яркие впечатления для вас в это время года.
Договоритесь в своей паре, что вы будете изображать, и какой материал для работы вам понадобится.
Приступаем к работе. (включить приятную музыку и дать 5 минут на работу)
После завершения работы провести мини-беседу по содержанию каждой «картины»
- Какое время года вы изображали? Какие яркие впечатления вы изобразили в своем времени года?
Заключительный этап
- Посмотрите, какие яркие времена года у нас получились. Действительно, как и в рассказе К.Д. Ушинского, можно любить и желать каждое из четырех времен года.
- Сейчас я предлагаю вам объединить наши четыре времени года.
- Что получилось? (Календарь)
- Наш мастер-класс подходит к концу и я хочу задать вам вопрос: «На сколько полезен был вам мастер-класс? Почему? Будете ли вы использовать Дары Фребеля в своей работе с дошкольниками?» А для мерки степени полезности мастер-класса предлагаю использовать палочки Фребеля разных величин.
-Всем спасибо! Я благодарю вас за работу!
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования»
Куклина Татьяна Викторовна,
воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок»
Цель: содействовать расширению знаний студентов и выработке навыков профессиональный деятельности в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников.
Задачи:
- познакомить с понятием «STEAM - образование»;
- уточнить понятие «эксперимент» и структуру игр-экспериментов;
- познакомить с приемами работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность;
- развивать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательной деятельности с дошкольниками игр-экспериментирования.
Участники: студенты Канского педагогического колледжа по направлению подготовки «Дошкольное образование»
Оборудование: шаблоны роботов (10 шт), круги для волчков (10 шт), палочки для волчков, монеты10 копеек, 1 рубль (по количеству участника), пластилин, цветные карандаши/фломастеры, рисунки «робот», «глаз» для разбивки на микрогруппы, схема последовательности изготовления волчка, демонстрационные карточки с напечатанными пунктами структуры игры – экспериментирования, изображение солнечной системы (2 шт), геймифицированная мышь (2 шт), карточки со стрелками, презентация.
Методы обучения: лекция; объяснение; инструкция (словесная, по схеме), социоигровой прием деления на микрогруппы «По рисункам».
Ожидаемые результаты мастер-класса:
В результате мастер-класса студенты:
- будут знать что такое «STEAM - образование», «эксперимент», «экспериментирование», структуру игр-экспериментов;
- на практике освоят приемы работы с дошкольниками по развитию познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность (по словесной инструкции, схеме, геймифицированные технологии);
Актуальность
Я рада вас видеть на мастер-классе: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в рамках реализации STEAM-образования».
Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни. STEAM-образование, вдохновляет наших детей проводить исследования как ученые, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики и играть как дети.
STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее:
S – science (естественные науки);
T – technology (технология);
E – engineering (инженерное искусство);
A – art (искусство);
M – mathematics (математика).
В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти образовательных областей в единую схему обучения.
STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС ДО и способствует формированию целевых ориентиров, обозначенных в стандарте.
Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков, дошкольники работают в командах, договариваются, приходят к единой точке зрения, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции с возможностью вовлечения в научно-техническое творчество.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»
- «…Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других….»
- «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
Таким образом, преимущества STEAM-образования:
- Развивают любознательность.
- Помогают выработать инженерные навыки.
- Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
- Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении STEAM-образование реализуется по модулям:
- «Дары Фребля»
- Телестудия «Сибирячок - ТВ»;
- «Робототехника»
- «Конструирование с конструкторами нового поколения» («SCHATTI» «Cuboro»);
- Детская лаборатория «STEАM-лаборатория»
Некоторые модули реализуются в рамках проекта т.е идет апробирование технологии, а телестудия «Сибирячок - ТВ» и «Робототехника» являются частью Основной образовательной программы.
В рамках Детской лаборатории «STEАM-лаборатория дошкольники в средней группе знакомятся с объектами живого и неживого мира и их причинно-следственными связями через экспериментальную деятельность;
Объекты неживой природы для исследования:
- вода, свойства воды;
- воздух и его свойства;
- твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса;
- свет: отражение света, источники света;
- цвет: радуга, смешение цветов;
- звук;
- магнетизм: магнит и его свойства;
- увеличительное стекло.
в старшем возрасте начинается знакомство с геймифицированными технологиями через освоение модулей «Основы математики и теории вероятности», «Основы программирования»; в подготовительной к школе группе «Основы картографии и астрономии», «Криптография или шифрование».
Главный девиз STEAM- образования: «Минимум теории, максимум практики». Именно этот девиз ярко отражается в содержании «STEАM-лаборатории», которое нацелено на получение знаний детьми не с помощью механического заучивания или ознакомления с каким-то отдельным предметом, а эмпирическим путем, решая одновременно несколько задач в ходе опытной и познавательно-исследовательской деятельности.
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому экспериментирование вызывает у них любопытство и интерес к практической деятельности.
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир науки, давайте скажем, что такое эксперимент.
Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.
Экспериментирование - практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Основная (практическая) часть
- Задача для студентов «Структура игр – экспериментирования»
Как и любая образовательная деятельность игры-экспериментирования имеют свою структуру или последовательность. Познакомьтесь с компонентами игр-экспериментов и распределите их в нужной последовательности (составляющие даны в хаотичном порядке)
Структура проведения игры – экспериментировании:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к путешествию.
Для путешествия предлагаю разделиться на группы.
Деление на группы «Выбор лаборатории»
У нас получилось три группы и карточки обозначают чем ваша группа будет заниматься. (Рисунки на карточках: робот, глаз, геймифицированная мышь,
«Геймифицированные технологии»).
Работа в группах
1 группа «Изготовление балансирующего робота» (центр тяжести)
(по словесной инструкции педагога)
макет робота (трафарет), монеты, пластилин, фломастеры/цветные карандаши
2 группа «Оптические иллюзии»
Шаблон для волчка, карандаши
Рефлексия
«Главное – не переставать задавать вопросы» так говорил Альберт Эйнштейн. Во время занятий нужно постоянно обращаться к вопросам, например, «почему», «а как вы думаете», «какое ваше мнение», «почему так получилось» и т.д. Эти вопросы помогут ребятам развить логическое мышление, будет повышать самооценку детей и уверенность в своих силах.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ДЕТСКИЙ САД «СИБИРЯЧОК» СО СТАТУСОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ!
9 марта 2021 года ПРИКАЗОМ министерства образования Красноярского края №116-11-05 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №15 «Сибирячок» признан инновационной площадкой, реализующей проект «Первые шаги юных инженеров».
Мастер-класс «Четыре желания» (с «Дарами Фребеля»)
Воспитатель группы № 14 Ольга Владимировна Кудлай стала призером конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок 2020», что позволило ей принять участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов «Воспитатель года 2020». Одно из испытаний конкурса – «Мастер-класс» для педагогов. Ольга Владимировна организовала мастер-класс «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников».
Ольга Владимировна представила коллегам технологию Фридриха Фребеля и предложила создать календарь природы с использованием Даров Фребеля на основе художественного произведения К. Ушинского «Четыре желания».
Подарок осени
В группе № 14 дошкольники старшего возраста получили подарок – яркий радужный зонт. К подарку было приложено письмо с загадками, разгадав которые, ребята смогли отгадать, кто же прислал им подарок.
Все задания были с «Дарами Фребеля».
Дошкольники уже знакомы с материалами дидактического набора и успешно справились с заданиями и отгадали главную загадку отправителя подарка.
Мы открываем двери!
15 мая в нашем дошкольном учреждении традиционно был организован День открытых дверей в рамках которого во второй половине дня были организованы мастер-классы для родителей воспитанников. Один из мастер-классов организовала воспитатель Денисова В.В.
У родителей была возможность самостоятельно собрать движущуюся модель робота. Деятельность настолько увлекла заинтересовала родителей, что они высказали пожелание сделать мастер-класс по робототехнике традиционным мероприятием дошкольного учреждения.
Конструкторское бюро «Самоделкин»
В конструкторском бюро «Самоделкин» дошкольники приступили к работе с конструктором нового поколения «Lego WeDo 2.0». Из деталей этого конструктора дети под руководством педагога В.В. Денисовой создают модели, которые могут двигаться и издавать звуки. Не передать восторг, который испытали юные конструкторы, когда созданная ими модели начали двигаться и издавать специфические звуки.
Конструкторское бюро «Самоделкин»
Юных конструкторов ожидает сложная и кропотливая работа. На протяжении месяца они изготавливают модель парусной лодки «Робинзон». На кружке юные конструкторы узнают, для чего лодке нужен парус и как сделать судомодель более устойчивой и быстроходной. С нетерпением ждем запуск моделей парусных лодок.
Победа в конкурсе профессионального мастерства!
Руководитель кружка «Конструкторское бюро «Самоделкин»» Виктория Викторовна Денисова стала победителем конкурса проектов молодых специалистов г. Канска «Молодой учитель новой школе». На конкурсе Виктория Викторовна представила проект, который реализовала в рамках кружка.
Поздравляем Викторию Викторовну с победой в конкурсе профессионального мастерства!
Открытие нового кружка «Конструкторское бюро «Самоделкин»»
В МАДОУ № 15 учебный год начался открытием нового кружка «Конструкторское бюро «Самоделкин»». Отличительной особенностью кружка является практико-ориентированная техническая направленность содержания детской деятельности. В процессе реализации программы дошкольники в игровой форме освоят способы и приемы конструирования из разнообразных материалов (неоформленный и природный материал, строительный материал) с включением в постройку простейших механических деталей. В рамках данной программы предлагается разработка и изготовление простых моделей самодвижущихся средств с проведением испытаний. Занятия построены по принципу концентричности построения учебного материала.
Модульное построение программы позволяет осуществить поэтапный переход от конструирования простых моделей к созданию роботов из конструктора нового поколения «Lego WeDo 2.0».
Кружок «Конструкторское бюро «Самоделкин»»
В нашем детском саду обнаружилось скопление летающих тарелок! Это воспитанники, посещающие кружок «Конструкторское бюро «Самоделкин»» устроили запуск летательных аппаратов, которые сконструировали сами. Руководитель кружка Виктория Викторовна Денисова знакомит своих воспитанников с основами аэродинамики и демонстрирует аэродинамические свойства летательных аппаратов на практике
Кружок «Конструкторское бюро «Самоделкин»» распахнул свои двери перед 12 дошкольниками старшего возраста. Дети с удовольствием конструируют летательные аппараты: «Вертокрыл», «Вертушка», различные самолеты. Юные конструкторы с интересом наблюдали как их летательные аппараты взмывали в воздух и пролетали на значительно длинное расстояние.