Дары Фребеля

Развитие навыков технического конструирования дошкольников посредством дидактического набора «Дары Фребеля»

  Кудлай О.В

                                                                                                          воспитатель МАДОУ №15

Приоритетным направлением системы образования РФ и Красноярского края является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в образовательный процесс позволяет развивать у дошкольников инженерно-конструкторское мышление и воспитать активных, увлеченных своим делом людей. Поэтому очень важно выявлять и развивать технические наклонности ребенка уже в дошкольном возрасте.

Техническое конструирование в дошкольном возрасте – это подготовительный этап к изучению точных наук (геометрия, физика…) на этапе школьного обучения.

Использование дидактического набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников технического творчества, пространственного мышления и помогает исследовать мир физически, а не виртуально в игровой форме.  Основной идеей Фридриха Фребеля при создании «даров» было знакомство детей с основными геометрическими телами: куб и шар, их плоскостными изображениями и составными частями.

Приоритетным направлением моей деятельности является создание условий для формирования у дошкольников предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Задачи:

  • формировать основы технической грамотности воспитанников;
  • развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
  • обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  • формировать у воспитанников предпосылки готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования;
  • познакомить родителей воспитанников с техническим конструированием и вариативностью использования конструкторов в домашних условиях.

Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет реализовывать поставленные задачи в разных видах детской деятельности при интегративном подходе к построению занятий.

При формировании элементарных математических представлений знакомлю детей с понятиями «часть» и «целое», показываю на практике как построить куб из нескольких более мелких кубов или нескольких кирпичиков, подводя детей к определению «куб». Используя набор Фребеля «Виселица» наглядно демонстрирую детям геометрические тела в пространственном расположении. Показываю, как при вращении куб может быть похож на цилиндр. Знакомлю со свойствами цилиндра. Показываю, что с одной стороны эта фигура обладает свойствами шара, а с другой – свойствами куба.  

Используя набор «Кольца» знакомлю детей с понятиями «круг», «дуга». Показываю, что кольцо состоит из дуг и из дуг можно сконструировать кольцо. Предлагаю детям сравнить кольцо, круг и шар. Чем они похожи и чем отличаются, развивая тем самым умение анализировать и делать выводы. Предлагаю детям построить изображение используя дуги и кольца.

Используя палочки разной длины, знакомлю с понятиями «отрезок», «мерка». Показываю, что один отрезок может состоять из нескольких более мелких отрезков. Сочетая палочки разных цветов, закрепляю у детей умение пользоваться предлогами «на», «перед», «после» и др. Используем палочки для постройки плоскостных изображений предметов. С помощью геометрических фигур разных цветов дети создают различные плоскостные изображения, узоры, орнаменты. Например, для игры «Путешествие» мы собирали в чемодан вещи для поездки: чемодан построили из палочек и наполнили его различными предметами для путешествия. Предметы конструировали из различных геометрических фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур развивает у детей образное и ассоциативное мышление, умение изобразить предмет символически, назвать его словом и рассказать из каких геометрических фигур он его построил и почему. Формирую и закрепляю умение детей ориентироваться в пространстве листа бумаги, развивая пространственные представления малышей.

В основе любой изобразительной деятельности лежит художественное конструирование. Прежде чем приступить к выполнению изобразительной работы (аппликация, рисование, лепка), дети выкладывают желаемое изображение с помощью геометрических фигур разного цвета. Материал Фребеля позволяет вносить изменения в изображение, привносить творчество, т.к. в отличии от бумажных, деревянные детали ложатся на лист основательно и не смещаются при неловких движениях детей.

При выполнении построек предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.

«Дары Фребеля» - яркий, многофункциональный, интересный конструктор. Занятия с ним – это всегда масса положительных эмоций у малышей. Обязательным ритуалом каждого занятия является приветствие с мягкими, рельефными «Колобками» Фребеля.

На занятье колобок малышей встречает

И дорогою добра с детками шагает.

Вместе с колобком качнемся

И друг другу улыбнемся.

Завершаем занятие рефлексивным моментом в ходе которого дети могут выразить свое эмоциональное отношение к деятельности и построить смайлик, используя дары Фребеля.

Включение родителей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность – одно из важнейших условий успешного развития дошкольников. С первых дней применения дидактического набора Фребеля знакомлю родителей со спецификой работы данного оборудования: чем интересен набор, что отличает его от другого дидактического оборудования и как в домашних условиях найти альтернативу дорогостоящему конструктору. С этой целью мной был организован мастер-класс для родителей «С дарами играем – ребенка развиваем», который получил много положительных откликов от родителей моих воспитанников.

Таким образом, целенаправленное, систематическое применение набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников способностей к техническому конструированию, личностных качеств, познавательных и творческих способностей. Мониторинг оценки эффективности применения дидактического набора Фребеля организуется в соответствии с ООП ДО по образовательным областям. 

Игра «Собери бусы»

На столах схемы-карточки с изображением ряда плоскостных геометрических фигур, объемные геометрические фигуры, шнурок. Детям предлагается задание: Соберите объемные геометрические формы из «Даров Фребеля» на шнурок согласно схеме.

 

Игра «Подбери листья»

Перед детьми карточки с силуэтным изображением деревьев. К каждой карточке прикреплена схема-отрицание (например: не круг, не треугольник, не квадрат). Детям предлагается задание: подобрать геометрические фигуры из «Даров Фребеля» в соответствии со схемой и расположить их на силуэтном изображении кроны дерева в виде листьев.

Игра «Дорисуй картину»

Перед детьми лежат карточки с сюжетом из неполных изображений объектов. Детям предлагается дополнить картину недостающими деталями.

МАСТЕР-КЛАСС «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» (С «ДАРАМИ ФРЕБЕЛЯ»)

Воспитатель группы № 14 Ольга Владимировна Кудлай стала призером конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок 2020», что позволило ей принять участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов «Воспитатель года 2020». Одно из испытаний конкурса – «Мастер-класс» для педагогов. Ольга Владимировна организовала мастер-класс «Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития старших дошкольников».

Ольга Владимировна представила коллегам технологию Фридриха Фребеля и предложила создать календарь природы с использованием Даров Фребеля на основе художественного произведения К. Ушинского «Четыре желания».

Ссылка на мастер-класс для педагогов  Дары Фребеля в художественном конструировании дошкольников

https://vkvideo.ru/video-212889363_456239109

Ссылка на занятие  Подарок Осени с использованием даров Фребеля в старшей группе

https://vkvideo.ru/video-212889363_456239106

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie